home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Аполлон, трубочист и кот в мешке

09.01.2015Лина Гончарская

Музей Израиля в Иерусалиме, отмечающий в нынешнем году 50-летие, открывает первую в череде юбилейных торжеств выставку в формате 6x6 – «6 художников. 6 проектов»

Собственно, речь идет не об одной, а о шести персональных выставках шестерых израильских рисовальщиков, видеохудожников и фотографов, каждая из которых является премьерной. Со своими новыми проектами публику познакомят Ури Гершуни («Аполлон и трубочист»), Дана Леви («Литература бурь»), Тамир Лихтенберг («Пакетная сделка»), Идо Михаэли («Ковер банка Апоалим»), Гилад Ратман («Пять групп из Румынии») и Рой Купер («Мечта Газы»). Все эти проекты существенно отличаются друг от друга, но, собранные вместе, дают возможность увидеть перспективы и тенденции развития нынешнего израильского арт-процесса. К тому же целью сего предприятия, задуманного четверкой кураторов – Мирой Лапидот, Амитаем Мендельсоном, Айей Мирон и Ноамом Галем, – стало преодоление расстояния между студией художника и музейной экспозицией. Кураторы нанесли с десяток визитов каждому из упомянутых господ художников, рассмотрели через увеличительное стекло всё то, чем избранные ими авторы занимаются в своих студиях на данный момент, и выяснили для себя, из какого сюра произрастают ныне цветы и кактусы артистического бессознательного. Оказалось – из пристального изучения материального контекста нашей (и не нашей) жизни, а также из экскурса в наше (и не наше) достойное прошлое. Вновь созданное искусство кураторы отправили в музейные стены – на всеобщее обозрение. Ибо, полагают они, именно такое искусство отражает дух своего времени в лучшем виде.

Более других изощрился Тамир Лихтенберг, ровно год назад предложивший коллекционерам «Пакетную сделку» (иначе – Package Deal): дескать, пусть каждый заплатит лично ему сумму, равную средней заработной плате в Израиле – согласно данным Центрального статистического бюро, а он, в свою очередь, выдаст им кота в мешке. То бишь неведомо что, произведенное им в последующие месяцы. В итоге в «пакет» вошли стихи, фотографии и видеофильмы Лихтенберга, среди них – весьма забавные, которые сам автор определяет как «находящиеся за пределами зрения». Кроме того, Тамир пополнил собрания участвующих в сделке коллекционеров предметами, выброшенными на улицу, подведя под сей акт концептуальную базу: «обесцененная реальность с точки зрения общества, обменивающего старое на новое». Ну а дабы заронить толику сомнения в существование реальности как таковой, Лихтенберг собрал с просторов интернета (то бишь виртуальной реальности) рекламные лозунги и крылатые фразы – и потребовал перечитать и пересмотреть их по-новому, с позиций критического дискурса. Кстати, к выставке прилагается аудиогид, с помощью которого можно прослушать комментарии Тамира к каждой из работ.

«Пакетная сделка» – своего рода игра на тему того, как можно заработать. Точнее, как может заработать художник, играющий в концептуализм в течение целого года и не испытывающий при этом никаких финансовых забот. «Правила этой игры подрывают основы экономической системы мира искусства и триады художник-коллекционер-музей, – говорит Тамир Лихтенберг. – Здесь художник собирает коллекционеров; коллекционеры не знают, что они приобретают; все предметы продаются по единой цене; коллекционерам известно, что у каждого из них – только часть целого, обретающая смысл лишь тогда, когда все фрагменты собраны воедино; и, наконец, то, что началось с бизнес-соглашения между художником и коллекционерами, обернулось выставкой в музее – музее, который не имел понятия о том, что именно в нем будет выставлено».

Не менее любопытен проект одного из самых уважаемых в Израиле фотографов Ури Гершуни «Аполлон и трубочист» – часть многолетнего путешествия автора по следам изобретателя фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота. Первая глава этой поездки запечатлела визит Гершуни в родовое поместье Тальбота в аббатстве Лакок, где он с помощью камеры-обскуры сделал серию загадочных серых фотографий под названием «Вчерашнее солнце». Затем Гершуни совершил виртуальное путешествие по аббатству Лакок посредством Google Street View, снимая то, что появлялось на экране компьютера, и распечатал изображения на бумаге, прибегнув к цианотипии – одному из первых способов фотографической печати с применением солей железа, дающему отпечатки лазурного оттенка. Третья глава путешествия отразила исследование отношений между художником и его телом – а именно, процесс окунания пальцев в жидкости, исторгаемые гершуниевским организмом, и рисование оными на фотобумаге. Примечательно, что снимки Ури Гершуни соседствуют на выставке с оригинальными негативами и фотограммами Тальбота первой половины 19 века.

Изрядно потрудился над своим проектом «Ковер банка Апоалим» Идо Михаэли: на гобелен ручной работы (украшенный лого банка Апоалим, естественно) он перенес более ста изображений с банкнот, монет, марок, армейских знаков отличия, социалистических плакатов, городских гербов и т.д. Причем всё это размещено на ковре не абы как, а по принципу социальной иерархии: внизу – рабочий класс, над ним – средний класс, ну а выше всех – лица, принимающие решения, сионистские лидеры, правящая верхушка. Ткали ковер по заказу Идо в Афганистане, так что к пестрой мешанине стилей и идеологий, явленных на ковре, добавился еще один, сугубо восточный. К слову, рядом с ковром кураторы обещали поместить видео, запечатлевшее все этапы процесса – от эскизов до непосредственного акта повешения гобелена в Музее Израиля. Ну а излишне любопытным гражданам предлагается интерактивное приложение (аппликация по-нашему) – своего рода энциклопедия израильской символики.

Известный фотограф-пейзажист Рой Купер реализовал свою «Мечту» посредством серии фотографий сектора Газа, снятых с севера и востока: почти пасторальные пейзажи, живописные поля, голубые небеса, а между ними – тонкая полоса домов, почти невидимых. Работу над проектом Купер начал за несколько месяцев до операции «Нерушимая скала», не ведая, что под ногами его течет тайная жизнь, что глубоко в земле прорыты туннели, доставившие нам столько неприятностей. Так что после войны Рои вернулся к проекту и внес в него некоторые изменения, попытавшись взглянуть на «Мечту Газы» с точки зрения международного сообщества – и своей собственной.

Инсталляция «Пять групп из Румынии» Гилада Ратмана – гимн свободолюбию восточноевропейских музыкантов восьмидесятых, проповедующих прозападные ценности в пику коммунизму. Для создания инсталляции Ратман собрал пять румынских рок-групп на открытой местности близ Бухареста, где под его руководством музыканты торжественно захоронили в братской могиле микрофоны и прочие усилители звука, а затем засыпали их землей под звуки собственных песен. Гитары и барабаны были при этом подключены к усилителям, так что из-под земли доносились звуки очень даже сюрреалистического свойства.

Ну и, наконец, молодая художница Дана Леви создала видеоинсталляцию «Литература бурь», вознамерившись показать всю сложность отношений между искусством и окружающей его средой. Надо сказать, что Дане пришлось пережить ураганы на востоке Соединенных Штатов, и с тех самых пор она всячески подчеркивает влияние на искусство экологических катастроф. В ее проекте можно разглядеть черно-белые журнальные страницы, позаимствованные из тридцатых годов прошлого столетия, на которых заснята модернистская мебель – внезапный порыв ветра перелистывает страницы, рвет их, и мирная картинка сменяется видеокадрами урагана. «Природа разрушается на наших глазах, – говорит Дана Леви. – Завидев очередную экологическую катастрофу, мы спрашиваем: «где это?» – вместо того чтобы спросить: «где мы сами?» Бури и штормы не просто случаются, они пишутся, у них, как и у любой книги, есть сюжет, есть своя история. И только перечитав их заново, мы сможем понять историю планеты, на которой живем».

Выставки будут проходить в Музее Израиля в Иерусалиме с 10 февраля по 29 августа. Часы работы: воскресенье, понедельник, среда, четверг, суббота – с 10:00 до 17:00, вторник – с 16:00 до 21:00, пятница и праздники – с 10:00 до 14:00.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson