home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Les Enfants du Cinéma

13.03.2017Игорь Кравиц

Выйти из детства: в Израиле открывается XIV фестиваль французского кино

Фестиваль французского кино в Израиле – переменчивый, как парижская мода – из года в год меняет название, тематику и героев. Если минувший киносмотр галльских амбиций проходил под девизом Liberté, Égalité, Fraternité, выдвигая на первый план режиссеров-женщин, режиссеров-тунисцев, режиссеров-мавританцев, режиссеров-кхмеров и воспевая мультикультурализм слева направо и сверху донизу, то нынешний, и вовсе лишенный названия, исследует тему детства – и попутно присягает на верность ремейкам. Так или иначе, мы с вами вновь сможем составить представление о сегодняшнем дне самой значительной из европейских кинематографий и даже заглянуть в прошлое – учитывая, что грядущий фестиваль чествует ретроспективой звезду французского кино Жана-Поля Бельмондо, отметившего недавно 60-летие своей экранной карьеры.

Галльское киновторжение ожидается уже в конце нынешней недели в синематеках главных городов. Анонсирует фестиваль картина канадского режиссера Кристиана Дюге «Un sac de billes» («Мраморный мешок» или «Сумка с шариками», варианты разнятся) по автобиографическому роману Жозефа Жоффо. Фильм повествует о Второй мировой глазами ребенка – девятилетнего Жо, мальчика из еврейской семьи выходцев из России, и его младшего брата Мориса. Нечто похожее, с аналогичным названием и из аналогичного первоисточника, французы наблюдали в 1975 году в исполнении режиссера Жака Дуайона – как две крохи, отправленные отцом из оккупированного Парижа на юг страны, пересекали охраняемую демаркационную линию и пытались дожить до конца войны любой ценой. В фильме снимались Патрик Брюэль и Эльза Зильберштейн (в роли взрослых) & Дориан Ле Клеш и Батист Флёриаль (в роли маленьких братьев).

Завершает фестиваль, уже по традиции, лента с участием темнокожего красавца Омара Си – на сей раз оказавшегося в фаворе у режиссера Хьюго Желена и сыгравшего главную роль в его фильме «Demain tout commence» («Всё начинается завтра»). Герой Си по имени Самюэль внезапно обнаруживает, что у него имеется крошечная дочь, поиски ее матери не дают результата, в возрасте восьми лет девочка (Глория Колстон) заболевает, попутно выясняется, что Самюэль не родной ее отец, явившаяся из-за океана мать забирает девочку в США, та сбегает к Самюэлю, но заканчивается всё крайне печально. И вновь речь идет о ремейке, только уже мексиканской комедии 2013 года «Инструкции не прилагаются».

Французский кинематограф не по-детски сосредоточен на детской теме. В этом убеждают не только упомянутые выше картины, но и прочие фильмы-участники фестивальной программы, в числе которых оказался и авангардный шедевр Жана Виго «Ноль за поведение» («Zero de conduite») 1933 года, и «400 ударов» («Les 400 coups») Франсуа Трюффо 1959 года о маленьком любителе кино Антуане Дуанеле, с которого началась французская «новая волна», и «Запрещенные игры» («Jeux interdits») Рене Клемана о детях войны, и «Война пуговиц» («La Guerre des boutons») Ива Робера, и опять-таки два ремейка: автобиографический «До свидания, дети» («Au revoir les enfants») Луи Маля о еврейских мальчиках, которых прячет от нацистов настоятель католического колледжа, и «Хористы» («Les Choristes») Кристофа Барратье. И, наконец, совсем новые фильмы – «Корниш Кеннеди» Доминика Кабрера о марсельских подростках и «Небеса подождут» («Le Ciel attendra») Мари-Кастиль Менсьон-Шаар о двух девочках, решивших примкнуть к радикальным исламистам из-за патологической влюбленности в интернет. Последняя картина наделала изрядно шуму на европейских фестивалях, ибо наглядно дала понять, как легко оказаться завербованным в ИГИЛ, если вы зависаете в Фейсбуке.

Ну и, наконец, для поклонников Натали Портман руководство фестиваля припасло «Планетариум» – довольно скучную ленту Ребекки Злотовски, примечательную, однако, двумя вещами: во-первых, это последний фильм, в котором снялась Натали Портман во Франции накануне возвращения в Соединенные Штаты; во-вторых, ее экранную сестру-нимфетку играет дочка Джонни Деппа, прехорошенькая Лили-Роуз Депп. Пожалуй, можно было бы упомянуть о еще одном событии касательно данной киноленты, если бы режиссер не отодвинула его на второй план (заметьте, событии реальном, ибо именно на таковом основан фильм). Речь идет о румынском еврее Бернарде Натане, владельце крупнейшей французской киностудии Pathé в 1930-е, выдающемся режиссере и актере, погибшем в Освенциме. Но еще до того он стал объектом антисемитской травли: суд вменил ему в вину попытку скрыть еврейское происхождение и выдать себя за француза; Натана осудили за мошенничество, посадили в тюрьму, а оттуда перевели в Аушвиц-Биркенау. Так вот, личность Бернарда Натана в «Планетариуме» (где он зовется Андре Корбен) ушла в тень, зато на авансцену вышли американки в Париже – две сестры-медиума, напрочь лишившие сюжет какого бы то ни было драматургического конфликта.

От себя лично порекомендую к просмотру документальную работу живой легенды европейского жанрового кино Бертрана Тавернье «Voyage à travers le cinéma français» («Путешествие через французское кино»), награжденную премией «Люмьер» и номинированную на премию «Сезар» – захватывающую повесть о пятидесяти годах французского кинематографа (с 1930 по 1970), его режиссерах, актерах и композиторах.

XIV фестиваль французского кино будет проходить с 16 марта по 5 апреля в Синематеках Тель-Авива, Хайфы, Иерусалима, Сдерота, Рош-Пины и Холона, а также кинотеатрах «Глобус Max» в Нетании и Ашдоде. 


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson