home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Слава лицедеям: Театральная премия Израиля

22.05.2017Инна Шейхатович

Раздача театральных призов, которая ежегодно случается в нашей стране, вызывает интерес не только страстью к конкурсам и битвам (уж очень любит театральный люд точить зубы, интеллект, стрелы злословия о чужие достижения), но и драматургией самого представления. На сей раз оное происходило в тель-авивском культурном центре «Эйнав», что на крыше большого магазина «Ган а-Ир» (аккурат рядом с площадью Рабина – ну, вы понимаете). Хаим Села, продюсер и организатор церемоний раздачи национальных театральных премий, выстроил длинный марафон награждения эффектно и со вкусом. Личность ведущей, яркой и остроумной Ривки Михаэли, придала шарм и оттенок немного запретной (даже в нашей стране) смелости. Поскольку Ривка Михаэли терпеть не может фальшь и чинопочитание, ее ведение – сатира и аттракцион. Театр нетто, в котором дама, умеющая рассмешить и подразнить гусей, докладывает: самый яркий наш театр, самый непредсказуемый – ансамбль «Кнессет». И комментирует: в номинации «многообещающий актер» можно было бы дать приз много обещающему министру Кахлону, а в номинации  «лучший актер, играющий без слов», – Бужи Герцогу. За лучшую прическу и  лучший дебют тоже есть кого наградить в этом абсурдистском театре: повернувшись в профиль, Ривка Михаэли продемонстрировала платье с узорчиком из цветных точек по подолу. «Вам это что-то напоминает?» – игриво спросила она. Нам – напомнило. То платье, в котором наша министр культуры шла под прицелами кинокамер в Каннах. Как такое забудешь...  

Почетного приза «За дело всей жизни» (эта награда носит имя великого израильского актера Меира Маргалита) удостоили замечательного Гади Ягиля. За благородство и глубину созданных образов. За преданность  профессии и умение импровизировать. Молодые и интересно проявившие себя актеры Шади Маръи (за роль в спектакле «Гора не движется» театра «Бейт-Лесин» и Бен Йосифович за роли в «Кориолане» и «Одиночество в Берлине») были награждены за удачные дебюты. Джози Ригер тоже отметили за дебют в спектакле «Столпы общества» в тель-авивском Камерном театре. Художнику-постановщику Эрану Ацмону вручили премию за лучшие декорации года (спектакль «Отверженные», национальный театр «Габима») – ему проиграли четыре других претендента, в том числе Эйтан Леви с весьма неординарным визуальным решением спектакля «Воздушные змеи» в Беэр-шевском театре, и Саша Лисянский, сценограф-легенда, которому бы дать приз за совокупность  серьезных работ, за то, что воспитал многих и многих учеников, за масштаб, вкус, поиск, да просто за то, что он такой у нас есть. 

Лучшим хореографом театрального года назвали Авихая Хахама (за формально-пышную и не особо изобретательную, на мой взгляд, танцевальную линию в «Вестсайдской истории»). Маор Цабар стал лучшим художником по костюмам (спектакль «Гора не движется»). Композитор Даниэль Саломон – один из лучших в стране – получил приз за музыку к спектаклю «Простая история» в национальном театре «Габима». Главный успех за качество перевода выпал на долю Эли Биджауи (за «Ужасных родителей» и «Вестсайдскую историю»). Надо отметить, что пьесы Жана Кокто в Израиле практически не ставятся, и спектакль «Ужасные родители» театра Беэр-Шевы в режиссуре Гади Рола и в переводе Биджауи – опыт смелый и  победный. Этот же спектакль был назван лучшим среди постановок по переводному материалу. Жаль, что «закупщики» спектакль не оценили, сочли его трудным, некассовым и не взяли для проката. Прискорбно, но факт. Блистательная работа Шири Голан в этой постановке также могла бы быть оценена отдельно: в соревновании за право быть названной лучшей актрисой года за исполнение главной роли (Ивонн) Шири была, наверное, ярче и победоноснее даже таких актрис-премьерш, как Ханна Ласло (она очень хороша в роли Берты в «Плейшере») и Тики Даян в спектакле «Волки»). Приз, однако, получила Эфрат Бен-Цур за роль Оры в спектакле  «Женщина, бегущая от вести» по роману Давида Гроссмана в постановке Ханана Снира (совместная работа «Габимы» и Камерного театра). Спектакль был назван лучшим из поставленных по пьесам израильских драматургов, а режиссер Ханан Снир, превративший в пьесу роман Гроссмана, удостоен приза как лучший режиссер года; он же победил в номинации «лучший драматург года». Триумфатором в категории «лучшее исполнение главной роли» признали Итая Тирана за его работу в спектакле «Мефисто». Я не против этого баснословно талантливого и интеллектуального актера, но спектакль Камерного театра по мотивам знаменитого фильма Иштвана Сабо не совсем получился (мягко говоря), да и Тиран не сказал в нем ничего нового. Зато Амир Криеф, сыгравший Пола в спектакле Эрада Рубинштейна «Зеленая миля» (по мотивам романа Стивена Кинга), раскрыл совершенно новый актерский потенциал – иную природу темперамента, сдержанную ярость, гуманистическую страстность. Жаль, что это не заметили арбитры.

Лучшей комедий года назвали пошленькую сказочку про мнимую политкорректность «Выйти из шкафа» (театр «Бейт-Лесин», режиссер  Алон Офир, пьеса Франсиса Вебера). Лучшим мюзиклом признали «Отверженных» в режиссуре Моше Кептэна, лучшей актрисой  мюзикла – Майю Даган («Смешная девчонка», тель-авивский Камерный театр), лучшим актером – певца, композитора, музыканта Амира Дадона (роль Жана Вальжана в «Отверженных»).

На  церемонии раздачи ежегодных призов почтили память ушедших, тех, кого театр страны потерял в минувшем году. Режиссера Миху Левинсона, театрального критика Эльякима Ярона, драматурга Гилада Иврона, Сару Лисовски, которая много лет была не просто чиновницей, но добрым духом театров и фестивалей. Смешно разыграли мини-спектакль про корифея, директора-созидателя, вездесущего Ноама Семеля, который покинул пост директора тель-авивского Камерного (его еще называют «Семель театрон», «символ театра»).  И серьезно, напористо, начальственно выступила министр культуры страны, воительница Мири Регев. Рассказала, что едва успела вернуться на церемонию из Канн. Заверила в том, что ее «не остановить».  И сделала упор на то, что нам необходимо обращать внимание на периферию. На преодоление разрывов между центром и окраинами. Дай нам, как говорится, Бог... 

Фото: Ицик Биран


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson