home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Pro Чайковского

22.10.2018Лина Гончарская

Театр балета Бориса Эйфмана – явление уникальное. Любой исторический костюм ему впору, будь то времена Павла I или Родена с Мольером. Ставит хореограф Эйфман и спектакли вневременные – доказательством тому прошедший изрядную перезагрузку «Чайковский: Pro et Contra», ныне привезенный нам на пробу.

Однажды Эйфман сказал, что все его герои – это, по сути, его alter ego, мятущаяся творческая личность, раздираемая внутренними противоречиями и обуреваемая внутренними демонами. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл именно таков. Вот и Петр Ильич в спектакле мается с самого начала, с самой первой сцены в постели, которую делит с ним супружница Антонина Милюкова – мерзкая баба в драном чулке и в бигудях. Но мечты у Чайковского (эмоциональный Олег Габышев) светлые и прекрасные, и в мечтах этих из постели его выпархивает ладный юноша, с которым он тотчас сливается в дуэте. Юношей будет еще много, начиная с принца-Щелкунчика (златовласый юный красавец Александр Соловей) и заканчивая пригожими мальчиками-картами на игорном столе. Главными же любовями заглавного героя – теми, что pro – станут Онегин и Герман, а теми, что contra – Ротбарт и Дроссельмейер.

Эйфман никогда не работает в жанре «угадай мелодию»: его мизансцены подробны и оттого понятны; ну а для самых непонятливых существует программка с кратким содержанием. Из нее же можно почерпнуть, что и Ротбарт, и Дроссельмейер, и Онегин, и Герман – это двойники Чайковского, то бишь упомянутое alter ego. Плюс, как водится у романтиков, имеется и просто Двойник, он же доппельгангер, тёмная сторона личности. Исполняет партии всех пятерых восхитительный танцовщик Сергей Волобуев, выразительный и лицом, и телом.

Помимо двойников, на фоне композитора постоянно присутствует Надежда Филаретовна фон Мекк (Алина Петровская), добрая фея, прикрывающая его от невзгод спасительным зонтиком. Позже фон Мекк явится в образе феи с волшебной палочкой, которая в руках Чайковского превратится в дирижерскую, дабы он смог руководить оркестром из своих внутренних демонов. Что он, разумеется, и сделает.

Да, еще в кадре неустанно маячит Милюкова, которая до свадьбы никак не тетка в бигудях, а вовсе даже хрупкая бестелесная брюнетка (Любовь Андреева) в нежном платье персикового цвета. Ввиду сложности отношений супруги то и дело бранятся и ничем не тешатся, а то и дерутся. В ходе одной из постельных баталий Милюковой даже пришлось огреть окаянного супруга подушкой, да и он в долгу не остался: этой же подушкой ее и придушил. Правда, как оказалось, не насовсем – иначе мы бы лишились бесподобной сцены в лечебнице для умалишенных.

«Чайковский: Pro et Contra» разделен на два акта; первый посвящен балетам («Лебединое озеро» и «Щелкунчик»), второй – операм («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»). «Спящая красавица» отчего-то осталась не у дел, так что вместо феи Карабос с веретеном пришлось наблюдать Графиню с клюкой, но и это еще не всё: танцевала Графиню Алина Петровская, изображавшая ранее фон Мекк, а поскольку она была в гриме, сразу я этого не разглядела. Но связь почувствовала мгновенно, ибо иначе и быть не могло: фон Мекк с зонтиком, она же с волшебной палочкой, и она-не-она с клюкой. Помимо трансформаций палочки, оба акта объединяли и другие режиссерские находки: к примеру, игрушка-Щелкунчик из первого акта превратилась в пляшущего Джокера из второго: те же краски в наряде и, главное, та же ухмылка. Джокер (Дмитрий Савинов), кстати, плясал на ура, и вообще вся сцена в игорном доме была из тех, что вызывает бурные аплодисменты влюбленного в творчество Эйфмана зала. Или вот еще: в сцене свадьбы Милюкова в буквальном смысле захомутала беднягу Чайковского, притянув его к себе за шею длинным белым шарфом. В финале, в сцене в психушке, безволосая Антонина Ивановна сымитирует белый шарф из простыни; правда, затянет его уже на собственной шее.

Присутствуют в спектакле и цитаты, в частности, черные лебеди мужского пола, передающие залу привет от Мэтью Боурна, хотя светлой стороной своей души композитор всё тянется к белым лебедям; присутствуют и автоцитаты – Онегин, по Эйфману, влюблен был вовсе не в Татьяну, а в Ленского, и, приревновав юного поэта к пустышке Ольге, пристрелил на дуэли. Красота поддержек в мужских дуэтах захватывает дух, заставляя то и дело вздыхать по поводу аскетизма дуэтов двуполых.

         

         

         

Первая часть балета озвучена Пятой симфонией Чайковского, вторая – Шестой («Патетической») с вкраплением «Итальянского каприччио» и Серенады для струнного оркестра. Симфонии исповедальны, мрачны и трагичны, в них властвует столь любимый Эйфманом фатум; всё это позволяет героям всласть выражать тяготы и страдания лицевой и телесной мимикой. К слову, кончина заглавного персонажа под звуки финала Шестой весьма биографична: как известно, премьера симфонии 16 октября 1893 года на девять дней предвосхитила смерть ее автора, став, таким образом, реквиемом по Чайковскому. И причины смерти его, так же, как и в спектакле, неясны: то ли гибель от холеры, то ли от кишечного заболевания, то ли суицид с применением мышьяка – дескать, имел место некий «суд чести», когда композитору пригрозили громким скандалом и оглаской его сексуальных предпочтений, поскольку он связался с кем-то из императорской семьи.  

Кордебалетные сцены у Эйфмана, как всегда, красивы и эффектны – что в дождливом Петербурге, что на балу у Лариных, не говоря уже о нашествии крысиных полчищ, чуть не загубивших девочку Машу. Высокие и длинноногие артисты кордебалета танцуют со страстью и самоотдачей, пленяя изумительно точными синхронами. Разве что в выходах их не было на сей раз таких чисто эйфмановских лексических единиц, как прежде; зато таковые были у солистов – безупречно выполненные приседания с широко разведенными в стороны ногами, описанный правой ногой широкий полукруг etc. Обращало внимание и характерное для Чайковского с Милюковой па: тянуть себя рукой за носок. Самой же выстраданной оказалась финальная сцена, когда мужской кордебалет накрыл почившего на зеленом игорном столе композитора черной тканью. Зал зашелся несмолкаемыми аплодисментами, при появлении вышедшего на поклон мэтра Эйфмана перешедшими в овацию. Ежели желаете присоединиться, спектакли еще идут.

Фото: Elena Zapassky


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson