home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Камерный интернациональный: игра на выживание

25.11.2016

В Тель-Авиве открывается международный театральный фестиваль, который продлится ровно месяц, и за это время всесторонне исследует природу сценического нарратива

Фестивальный марафон неместного значения, затеянный тель-авивским Камерным театром, отчасти посвящен драматургии Ханоха Левина и Генрика Ибсена. Пьесам их от века уготовано жить в пространстве разноязыком (хотя Левин все же предпочтительней на шипучем языке оригинала), оттого разыграют эти пьесы на тель-авивской сцене театры заморские и разные, добавив в каждую толику душевности и щепотку классовой борьбы.

    

           «Якоби и Лейденталь». Фото: Éternels Vagabonds

Как бы ни претила ерничающему баснописцу израильско-еврейской жизни Ханоху Левину своя эпоха, нынешняя показалась бы ему еще кощунственней. В избранных фестивальной дирекцией пьесах он, как водится, конвертирует израильское в мировое, а европейское в еврейское. Немудрено, что спектакль по левиновскому «Труду всей жизни» поставил в Будапештском театре израильтянин Илан Эльдад;  Якоби и Лейденталь из одноименного фарса пришлись по сердцу актерам интернациональной фриндж-труппы Éternels Vagabonds, базирующейся в Лондоне; «Худой солдат» заинтересовал молодую израильтянку Таль Бренер из города Акко, подвизающуюся на ниве альтернативного театра.

Что же касаемо норвежского отца «новой драмы», сам тель-авивский Камерный выделил фестивалю совсем свежую постановку «Столпов общества» Ибсена в режиссуре Артура Когана с Итаем Тираном в главной роли и «По следам Пер Гюнта» – совместный спектакль Камерного и подведомственного ему ансамбля «Итим» Рины Ерушалми. А вот ибсеновский «Враг народа» претерпел значительную трансформацию: ныне он именуется «Враг общественности», адаптировали пьесу под современные реалии актер Дан Шапира и режиссер Йонатан Эстеркин, снабдив действо видеоартом и живой музыкой. Курортный доктор Томас Стокман – молодой идеалист, пытающийся вести себя правильно и оттого ставший всеобщим врагом, – сражается с непорядочными согражданами, нечистыми на руку городскими властями и меркантильными СМИ в эпоху шейминга и двойных стандартов. И все его действия снимают на видео блогеры и папарацци, с коими любой порядочный человек пойдет на открытый конфликт. Если, конечно, он еще не смирился со своим экзистенциальным одиночеством.

Менее многословные тексты отданы на фестивале другим драматургам, не столь известным. К примеру, Лотару Китштейну и Хусейну Михаэлю Сирписи, авторам актуального действа «Нет страны красивее» («Kein schöner Land»). А именно, печальной повести о беженцах, возжелавших присоединиться к немецким прихожанам, поющим в церковном хоре. Спектакль прибудет в Тель-Авив в постановке театра Krefeld Mönchengladbach из земли Северный Рейн-Вестфалия. Или еще одному тандему – Валерии Шульцовой и Роману Олекзаку, сочинившим пьесу «Лени» для Национального театра Словакии про вымышленную встречу ведущего суперпопулярного американского телешоу с главной пропагандисткой Гитлера Лени Рифеншталь. Перещеголял всех прочих Тбилисский академический театр имени Котэ Марджанишвили, поставивший спектакль «На чужбине» («Begalut») по новой пьесе члена Генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса и вице-президента Всемирного еврейского конгресса Гурама Батиашвили. Повествуется здесь о жизни евреев среди славян и о погроме 1905 года; режиссер и сценограф спектакля – Леван Цуладзе, худрук театра имени Марджанишвили. Спектакль, что примечательно, идет без слов.

                                «Лени». Фото: Jakub Klimo

Ну а дабы испытать настоящие трудности перевода, стоит посетить представление «На грани» (Near Gone) в жанре storytelling британской компании Two Destination Language. Понаторевшие в перформативных практиках лицедеи Катерина Радева и Алистер Лоуни рассказывают вербально и посредством движений невероятно искреннюю и столь же тревожную историю о том, как спасти жизнь. Даже если вы отменно владеете английским и болгарским (именно на этих языках звучит повествование), вы не сразу разберетесь в загадочном хитросплетении мыслей и идей, зато потом четко осознаете, каково это быть матерью, отцом, сестрой и ребенком – причем всеми сразу. И начнете совершенно иначе воспринимать, уверяет супружеская пара актеров – болгарка Радева и шотландец Алистер, – ценность каждого мгновения жизни. Драматургом, режиссером и хореографом постановки выступила Шарлотта Винсент, основательница «Vincent Dance Theatre». Попутно вся троица тактично демонстрирует различия европейских культур, не сползая в клише, пускает в пляс 400 белых гвоздик и дает прочувствовать важность абсолютной тишины.

Иные участники фестиваля обошлись вообще без драматурга, ограничившись модной ныне техникой вербатим: к примеру, воронежский Камерный театр презентует на сцене тель-авивского Камерного документальный спектакль «День города», основанный на 12-ти реальных интервью горожан, обработанных режиссером и худруком театра Михаилом Бычковым. Монологи воронежцев, к тому же представителей разных социальных групп, являют собой своеобразное зеркало русской провинции и образуют весьма оригинальную галерею портретов. Но, пожалуй, самым необычным зрелищем обещает стать «Пианистка с Виллесден-лейн» («The Pianist of Willesden Lane») – one-woman show актрисы и пианистки Моны Голабек. Музицирующая на рояле Мона повествует о своей матери, пианистке и педагоге Лизе Джуре Голабек, родившейся в 1924-м в еврейской семье в Вене, в 13 лет увезенной в Лондон в рамках операции Kindertransport и оказавшейся в детском доме. После многих лишений ей все-таки удалось окончить Королевскую академию музыки, эмигрировать в США и дать немало благотворительных концертов в поддержку государства Израиль. Поставил моноспектакль Херши Фельдер – канадский пианист (непременное условие в данной ситуации), актер, драматург, композитор, продюсер и режиссер – по мотивам книги Лизы Голабек и Ли Коэн «Дети улицы Виллесден».

Фестиваль будет проходить с 23 ноября по 23 декабря в тель-авивском Камерном театре. Подробное расписание здесь.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson