home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Юлиан Рахлин, Дитрих Хеншель & Шуман-квартет: майская музыка

28.04.2016Лина Гончарская

Апрельские тезисы о главных концертах следующего месяца

Весна в Тель-Авиве так плотно набита нотами, что психоаналитик с большим удовольствием уложил бы ее на кушетку. Ибо тут уже рукой подать до дионисийского буйства «Весны священной». Нервный Стравинский с его варварствами, однако, отложен до осени – теперь же нам подают другие инстинкты. Более идиллические. Боттичелли, La Primavera; Вивальди, она же. Ренессанс спорит с барокко, три грации меняют пол. Есть и совсем новая музыка, откуда уж не извлечь богатство целой ноты – вопреки мандельштамовскому тростнику. Тем паче равноденствие уже миновало. Ведь только раз в году бывает разлита в природе длительность, как в метрике Гомера.

Три Шумана

В германском Schumann Quartet играют три Шумана – Эрик, Кен и Марк. И одна не-Шуман, к тому же девица: Лииса Рандалу. В Тель-Авиве три Шумана (плюс одна) исполняют, между тем, вовсе не Шумана – а Бетховена, Мендельсона и Ульманна. А именно, квартеты фа мажор, фа минор и № 3 соответственно. Последний поражает своей бесхитростностью, ибо создан в застенках показательного концлагеря Терезиенштадт (примечательно, что большая часть довоенных партитур Ульманна утеряна, зато все написанное в Терезине уцелело и ныне уверенно возвращается в концертный оборот).

Шуман-квартет, как принято говорить, доминирует среди молодых европейских коллективов своего поколения. Три брата – Эрик, Кен и Марк (два скрипача и виолончелист), выросшие в долине Рейна, заиграли вместе восемь лет назад. Поначалу квартет из Кельна был чисто семейным предприятием, поскольку на альте в их четверке музицировала сестра-близнец Марка – скрипачка, которую братья вынудили сменить инструмент. Тут уместно будет вспомнить, что корни у семейства Шуман – германо-японские, и подобное (весьма интересное, хотя и частенько встречающееся в музыкальной среде) сочетание темпераментов привело к тому, что сестра стала четвертой среди равных. Ибо ей, как и популярной в наших палестинах Латице Хонде-Розенберг, присуща мужская манера игры. (И, к счастью, не присуще амбициозное виртуозничанье.) Так или иначе, братьям было ясно, что альт с его слегка придушенным тембром должен быть отдан в женские руки – оттого, когда в 2012 году сестрица решила уступить кому-нибудь свой пюпитр, к ним присоединилась Лииса Рандалу, уроженка Таллинна, выросшая в Карлсруэ.

Премудрости ансамблевой игры четверка почерпнула у квартета Альбана Берга и у профессора Эберхарда Фельца, одного из ведущих педагогов в мире камерной музыки. Несколько лет Шуман-квартет является резидентом зала Роберта Шумана в Дюссельдорфе, а также стипендиатом фондов Villa Musica и Юргена Понто – ну и, как водится, лауреатом всевозможных конкурсов, в том числе Premio Paolo Borciani в Италии, Schubert and Modern Music в Граце, а также престижного Concours de Bordeaux. Критики и жюри конкурса в Бордо особо оценили их «высокий эмоциональный интеллект» (да-да, именно так), недвусмысленно заявив: «им принадлежит будущее».

Тель-Авив, Центр камерной музыки, 8 мая, 20:30. Заказ билетов по тел. 03-5466228.

Фото: Kaupo Kikkas


Сословное (не)равенство

Скрипач, альтист и дирижер Юлиан Рахлин, в детстве увезенный из Вильнюса в Вену, отучившийся в Венской консерватории у Бориса Кушнира, стажировавшийся у Пинхаса Цукермана и ежегодно собирающий всех друзей на фестивале в Дубровнике – его «Носляндии», ныне повернется к израильской публике спиной. А именно, уступит место солиста исполнителю на мандолине Ави Авиталю, сам же обнаружит свою дирижерскую стать. Случится сие на подиуме Израильской филармонии, в стенах которой прозвучат увертюра к моцартовской «Свадьбе Фигаро», его же, моцартовская, симфония № 40 и «Времена года» Вивальди. В общем, сплошные хиты – да к тому же братья по крови (почти как Шуманы), если вспомнить, что 40-я симфония Моцарта – самая знаменитая, соль-минорная, – выросла из непоседливой арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я».

Опять же: Моцарт, умница-проказник, вывел на сцену представителя третьего сословия – и инструмент третьего сословия, если рассматривать его, то бишь ее, мандолину, в струнной иерархии. Ей, мандолине, Моцарт доверил в своей «Свадьбе Фигаро» много чего. Так что в определенном смысле Ави Авиталю, уроженцу Беэр-Шевы, повезло. Кстати, Ави Авиталь не менее знаменит, чем 40-я симфония – ибо пять лет назад был номинирован на «Грэмми» и стал первым в мире мандолинистом, подписавшим контракт с немецким звукозаписывающим брендом Deutsche Grammophon. Со статусным Израильским филармоническим он выступает впервые, со статусным Юлианом Рахлиным – тоже. Выпускник Падуанской консерватории, Авиталь неровно дышит к итальянской музыке – оттого последний его альбом, записанный в Венеции, включает два концерта Вивальди для мандолины, а также упомянутые «Времена года», адаптированные для этого инструмента – они-то и прозвучат во время грядущих концертов.

Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 8 мая, 10:00 (генеральная репетиция, стоимость билета – всего 40 шекелей, что наверняка порадует не одного молодого человека) и 20:00; Хайфа, «Аудиториум», 9 мая, 19:00. Заказ билетов по тел. *3766.

Фото: Julia Wesely, Harald Hoffmann


Галлы, германцы и совсем новая музыка

Вряд ли можно было выбрать более подходящих фигурантов, чтобы наглядно продемонстрировать германо-франко-израильские культурные узы. Именитый баритон Дитрих Хеншель споет с «Ансамблем 21 века», которым дирижирует на сей раз французский гуру современной музыки Даниэль Кавка. В программе – мировая премьера опуса «Charita» для ансамбля израильской дамы-композитора Магрет Вольф (уроженки Германии, между прочим), «Пять неаполитанских песен» Ханса-Вернера Хенце, «Incises» для фортепиано соло Пьера Булеза (в исполнении выпускника Ганноверской Hochschule für Musik Наамана Вагнера) и Вторая симфония Эдисона Денисова.

Дитрих Хеншель уже выступал с «Ансамблем 21 века» лет 15 назад, когда еще не был так знаменит. На сей раз, став душой лидерабендов, ранних барочных опер и всех без исключения биеннале современной музыки, баритон вызвался спеть в честь 25-летия ансамбля (вопреки названию, основан он был еще в 20 веке). А вот увенчанный лаврами парижский маэстро Даниэль Кавка – дебютант за пультом «Ансамбля 21 века», так что речь в некотором смысле идет об эксперименте. Экспериментирует Кавка неустанно; помимо музыковедческих исследований и дирижирования, занимался он и композицией – у Дьёрдя Лигети и Эллиота Картера, главных авангардистов в своих отечествах. Маэстро он крайне востребованный, ибо не только руководит ансамблем Orchestral Contemporain (вроде как булезовский Intercontemporain), но и разрывается между пультами ведущих мировых оркестров, исполняющих близкий его сердцу репертуар, не говоря уже о мировых оперных премьерах.

Репертуар тель-авивского концерта может, вероятно, показаться сложным, непонятным, а то и нудноватым – зато (юношество, трепещи!) высокотехнологичным. Суть концентрированная классика авангарда – ежистый француз Булез и русский франкофил Денисов в компании с выдающимся германцем 20 столетия Хансом-Вернером Хенце (грешащим, в том числе, додекафонией). Увы, никого из них уж нет, однако малодоступные партитуры чтимы потомками. Кстати, если ко второй половине минувшего века музыка устала и отвернулась от публики, ныне она вновь обернулась к ней – да не абы как, а человеческим лицом. Более того, прекрасным женским – вслушайтесь в сонористику Магрет Вольф. Посему концерт рекомендуется всем, кому интересны эксперименты со звуком, выраженным посредством разума. И наоборот.

Тель-Авивский музей искусств, 28 мая, 21:00; Иерусалим, музыкальный центр «Мишкенот Шеананим», 29 мая, 20:00. Заказ билетов по тел. 03-6077020, 02-6241041.

Фото: Diana Lee


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson