home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

10 причин, по которым мы любим Джакомо Пуччини

28.11.2014

Завтра исполняется 90 лет со дня смерти одного из самых оперных композиторов мира, создателя величайших слезливых мелодрам. В этих мелодрамах печалятся да кручинятся самые обычные люди – не князья и не графья, а парижская богема, бравые янки, молоденькие японочки, крестьянские простушки. Правда, под занавес жизни Пуччини предпочел китайских принцесс. Но за это мы его тоже любим, ведь именно в омузыкаленной фьябе Карло Гоцци татарский принц поет «Nessun Dorma».

Партитуры Пуччини гениальны, психологичны, экспрессивны и трагичны. Но имеются еще 10 причин (на самом деле их гораздо больше), благодаря которым мы будем любить Джакомо Пуччини до скончания века.

1. В его музыке, как в зеркале, отразилась его жизнь

Будучи студентом, юный Джакомо был столь беден, что ему с тремя приятелями приходилось делить на ужин одну-единственную селедку. Ничего не напоминает? Ну да, «Богема», что же еще. Однако к тому моменту, когда композитор (увы) отошел в мир иной, он заработал сумму, эквивалентную сегодняшним 35 миллионам фунтов стерлингов. А это, поверьте, очень много селедок.

Кстати, в истории про властную Турандот и кроткую Лю, влюбленную в Калафа и лишающую себя жизни ради его счастья, опять-таки отразился биографический эпизод: ревнивая пуччиниева жена довела до самоубийства служанку, неровно дышащую к ее супругу. Вот и решил Пуччини, будучи человеком благородным, ее увековечить.

2. Он был космополитом

Великий оперный итальянец питал живейший интерес к другим культурам: Японии в «Мадам Баттерфляй», Китаю в «Турандот», США в «Девушке с Запада», Франции в «Богеме», «Ласточке» и «Манон Леско». К слову, он и в либретто «Турандот» добавил китайских реалий (отсутствовавших в пьесе), а заодно поменял имена министров на Пинг, Понг и Панг. Он зашел так далеко, что даже использовал в оркестровке экзотические инструменты вроде китайских гонгов или японских колокольчиков, а в «Девушке с Запада» – и песенный фольклор североамериканских индейцев. «Мне хотелось, чтобы было человечно, – писал Пуччини. – Когда говорит сердце, в Китае ли то происходит, либо в Голландии, чувство всегда одно и устремления у всех одинаковы».

3. Он придумал для своих героинь самые шокирующие варианты кончины

«Я обращаюсь как палач с этими бедными немощными существами», признался Пуччини однажды, имея в виду своих оперных героинь. О Боже, как они страдали! Манон Леско скончалась от обезвоживания в пустыне; Тоска бросилась с тюремной башни, разбившись о камни мостовой; Чио-Чио-Сан сделала себе харакири; Мими зачахла от чахотки… И это лишь часть списка – ведь менее известная девушка Анна, умершая от горя, вообще превратилась в мстительное привидение (речь идет о первой опере Пуччини «Виллисы», если кто запамятовал).

4. Он фактически написал «Божественную комедию»

В нулевые прошлого века все помыслы Пуччини занимал шедевр Данте, на материале которого он хотел создать оперную триаду. С литературным текстом не сложилось, однако на свет появились одноактные оперы «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», объединенные в «Триптих». Невооруженным глазом и слухом распознать в этих операх «Ад», «Рай» и «Чистилище» непросто (разве что в «Джанни Скикки» использована 30-я песня «Ада»), но если копнуть поглубже, вы таки обнаружите дантовскую идею движения из тьмы – через очищение – к свету.

5. Он философски относился к провалам

После катастрофической премьеры «Мадам Баттерфляй» в миланской La Scala – дело было в 1904 году, когда опера была освистана, окукарекана и награждена еще целым шквалом непристойностей – Пуччини заметил: «Это был настоящий суд Линча. Эти каннибалы не слушали ни единой ноты. Что за ужасная оргия безумцев, опьяненных ненавистью! Но моя Баттерфляй не умрет». Как же он был прав…

Кстати, критики обрушились на композитора и после римской премьеры «Тоски», обвиняя его в излишнем натурализме в сценах пыток Каварадосси и убийства Скарпиа. А вот публике, пришедшей на премьеру «Сестры Анжелики» в нью-йоркской «Метрополитен», не пришлось по душе то обстоятельство, что в опере отсутствует мужская партия.

6. Он был законодателем мод

Вот откуда, по-вашему, взялся галстук-бабочка? Прямиком из оперы о гейше-бабочке. Да-да, свой современный вид галстук-бабочка приобрел после той самой печально известной премьеры «Мадам Баттерфляй» в Милане (столице моды, кстати), когда на всех музыкантах оркестра красовался галстук, повязанный бабочкой. К тому же Пуччини предчувствовал век скоростей и всегда был на переднем крае – в том числе, когда дело касалось технологий. У него был ультрасовременный быстроходный катер, а в одном из журналов его назвали «главным мотолюбителем Италии» и «самым успешным яхтсменом».

7. Он писал музыку для масс

Во время Первой мировой войны «Ch'ella mi creda» – самая известная ария из оперы Пуччини «Девушка с Запада» – стала хитом среди итальянских солдат. А его «Nessun Dorma» из «Турандот» является, пожалуй, самой популярной арией в мире – с 1990 года, когда на церемонии открытия Кубка мира FIFA по футболу ее озвучил Паваротти. Таким образом, музыка Пуччини попала в дома миллионов болельщиков, об опере не помышлявших. И это прекрасно, не так ли?

8. Он был невероятно изобретателен

У Пуччини постоянно рождались новые идеи. Он подумывал о написании опер, основанных на жизни Марии-Антуанетты и святой Маргариты Кортонской, покровительницы кающихся проституток. Вероятно, сыграл роль тот факт, что когда он сочинил «Сестру Анжелику» и дал прослушать ее узкому кругу сестер-монахинь (в том числе собственной сестре Инджине, жившей в монастыре), те единодушно решили: согрешившая героиня оперы заслуживает прощения. Вдохновлял его и сюжет «Оливера Твиста», и пьеса Горького «На дне», и Толстой с «Анной Карениной» и «Живым трупом». Ах, если бы…

9. Его музыка способна придать драматизма любому кинофильму

Нет ничего лучше, чем музыка Пуччини, когда режиссер хочет накалить страсти. Что сталось бы с комедийной мелодрамой Нормана Джуисона «Во власти Луны» без вставок из «Богемы»? Или с драмой Джеймса Айвори «Комната с видом» без «Сна Доретты» из «Ласточки»? Или с финалом «Небесных созданий» Питера Джексона без Coro a bocca chiusa из «Баттерфляй»? Не говоря уже о комедии Марии Мадженти «Пуччини для начинающих», героиня которого видит свою жизнь в зеркале «Богемы» и «Мадам Баттерфляй». Добавим, что и сама лента построена в виде оперы – с прологом, тремя актами и эпилогом.

10. Он был внутренне свободным человеком

Однажды Пуччини написал другу детства из Парижа: «Я задыхаюсь без аромата лесов, я мечтаю о том, чтоб живот мой свободно покачивался в широких штанах без всякой жилетки. Ненавижу мостовые, ненавижу цилиндр, ненавижу фрак, ненавижу дворцы, ненавижу стили! Люблю скворца, черноголовую славку, дятла! Ненавижу лошадь, петуха, воробья, роскошную собаку!». Н-да, прирученные животные не были милы его сердцу.

Постскриптум (в качестве бонуса).
Е
го арии выжимают из певцов все соки – но дело того стоит

Когда Калаф в «Nessun Dorma», восклицая «Vincero!», берет верхний си-бемоль, публика всякий раз замирает. Да и ария Лауретты «O, mio babbino caro!» из «Джанни Скикки» заставляет сердца трепетать. Особенно когда речь идет о диве Марии или о ее инкарнации.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson